Мое айкидо в мире боевых искусств
Наверное, каждый адепт айкидо хотя бы раз в своей жизни был втянут в спор об эффективности изучаемой им школы. Как относиться к этой дисциплине? Как к спорту? Медитативной практике? Или боевому искусству? Я думаю, что однозначного ответа на этот вопрос не существует, и то, во что превратиться айкидо, во многом зависит от человека, который его изучает. Если хрупкая девушка начинает изучать школу, не ставя перед собой задачу стать бойцом, вряд ли ее техника будет крайне эффективна, подобно тому, как не все посещающие фитнес центр становятся культуристами. С другой стороны, может ли быть айкидо эффективно для силовых структур? Конечно, все ниже изложенное это лишь мой взгляд на практику в айкидо и в единоборствах в целом.
Думаю, что стоит разделить данную тему на два вопроса: эффективность айкидо по сравнению с другими школами и собственно эффективность дисциплины для силовых структур. Поскольку я работаю в спортивной отрасли, то для меня гораздо ближе тема сравнения с другими направлениями единоборств. По понятным причинам в этом вопросе я разбираюсь гораздо лучше. С этого и начнем.
Я начал практиковать единоборства, будучи еще ребенком. И как все мальчики я мечтал стать «мастером». Вот только тогда я не задумывался, кто же такой этот «мастер»? Если человек прошел долгий и трудный путь от новичка до высокой мастерской степени, сдал все нормативы и выучил технический арсенал школы, стал ли он при этом «мастером»? Или же «мастером» можно считать только человека, прошедшего горячие точки, успешно выполнившего все задания и оставшегося в живых? В европейской культуре принято рассматривать боевые искусства, прежде всего, как искусство войны, искусство убивать. Отсюда и подобные вопросы. Ведь чтобы бегать – нужно бегать. Как следствие, можно ли считать человека мастером, специалистом в области боевых искусств, если он никогда не участвовал в «поединке». Я использую термин «поединок» специально, чтобы подчеркнуть разницу между «реальной ситуацией» и соревнованием, спаррингом. Конечно, спарринг дает очень полезный опыт, как действовать в «реальной ситуации», позволяет отчасти сравнить подготовку адептов единоборств. Но соревнования – это в любом случае правила. Задумайтесь, ведь в ситуации, о которой говорю я, правил быть не может. Цена поединка – жизнь. Правила всегда можно использовать, чтобы победить. А если техника школы построена не на том, чтобы укрепить ваш удар, а на том, как тысячью способами лишить оппонента зрения? Как проводить соревнования в этой школе? А ведь подобная техника может оказаться гораздо эффективнее, чем обычная ударная техника.
Подобные рассуждения приводят меня к выводу, что соревновательные единоборства готовят, прежде всего, спортсменов. Ни в коем случае не хочу сказать, что подготовленный спортсмен не может быть мастером единоборств, но хочу отметить, что все же это разные понятия. Волейболист, играющий за сборную страны, крайне подготовленный человек, и в случае экстренной ситуации ему будет гораздо проще адаптироваться и постоять за себя, чем обывателю, проводящему свой день в офисе. Однако вряд ли его можно считать мастером единоборств. В подтверждение своих слов приведу пример соревнований по каратэ, в которых запрещены удары руками в голову (некоторые направления). Просматривая их спарринги, конечно, восхищаешься их физической выносливостью, стойкостью и мощностью ударов, но в реальной ситуации подобная модель поведения вряд ли будет крайне эффективной.
С другой стороны, что считать «реальной ситуацией»? Какой уровень ответственности должен быть у поединка, чтобы его можно было считать «реальной ситуацией»? Драка с хулиганами, где цена поражения подбитый глаз это «реальная ситуация»? Или же в «реальной ситуации» ценой поражения обязательно должна быть жизнь? Ведь эти ситуации требуют абсолютно разного уровня подготовки как технической, так и психологической. Есть ли необходимость психологически ломать всех адептов единоборств?
Возможно, не все понимают, откуда вообще у меня появилась подобная цепочка рассуждений. Однако все, кто давно практикуют единоборства, знают, что на тренировках мы вынуждены работать корректно, чтобы не травмировать партнера. В айкидо мы позволяем партнеру уйти в страховку, во многих ударных школах останавливают удар. Конечно, есть школы, которые стараются на тренировках всегда работать в полную силу и не делают никаких ограничений, но вряд ли после 10 лет тренировок их адепты не имеют серьезных проблем со здоровьем. Но сейчас мы не об этом, вопрос в том: сможет ли человек, который всегда себя сдерживал, доделать свою технику до конца, и в какой ситуации он имеет моральное право на это? Собственно, вот они и главные вопросы: какая ситуация, и к каким последствиям ты готов? Я не хочу сказать, что все техники айкидо заканчиваются трагически для оппонента, но за 17 лет практики я повидал многое. И даже в рамках тренировки, где люди изначально работают корректно друг с другом, мастера, имеющие по несколько десятилетий практики, умеющие страховаться, бывало, теряли сознание от амплитудных бросков шихана, зарабатывали разрывы связок и переломы. А чем закончится завершенный прием, для человека который к нему не готов и не занимался искусством страховки так плотно? Вот и вопросы: когда и к чему? Имеешь ли ты моральное право травмировать человека, если он просто вызвал тебя на спарринг с целью определить кто более подготовленный? И к каким последствиям ты готов, если пришлось вступить в конфликт с хулиганами?
Говоря про себя, я вовсе не хочу сказать, что уверен, что в спарринге с представителем другой школы точно смогу доделать какой-либо прием. Как раз наоборот, я очень часто задумываюсь, что здорово отрабатывать приемы в «тепличных условиях», к примеру, когда ты точно знаешь, что тебя сейчас ударят правой рукой в голову, но ситуация меняется кардинально, когда тебя могут ударить правой, левой или вообще ногой и не в голову, а в пах. Но это скорее вопрос построения тренировок, аспектов на которые обращает внимания инструктор. К примеру, на своих семинарах Эндо шихан очень много говорит о том, что человек должен быть всегда готов к любой реакции, атаке партнера, и не должен зацикливаться на отработке конкретного действия, входа.
Всем выше сказанным я лишь хочу подвести к мысли, что проведение спарринга между различными дисциплинами зачастую проблематично, да и сильно отличается от «реальной ситуации». Кроме того, не дает однозначного ответа о превосходстве той или иной школы. А замечания о том, что какие-то аспекты подготовки недостаточно прорабатываются во время тренировочного процесса, больше относятся к замечаниям работы конкретного мастера.
Наверное, о сравнении айкидо с другими школами сказано уже достаточно. Единственно, еще хотел поговорить о сопоставлении мастерских степеней. Формально в каждой системе присутствует градация по уровню мастерства, но ведь никто не может утверждать, что 1 дан каратэ и айкидо это один и тот же уровень. Можно было бы сравнить время, потраченное на тренировки, но и это не даст ответа на поставленный вопрос, ведь если человек с нуля начнет заниматься плаванием, его успехи на первых парах будут более ощутимы, чем если бы он начал аналогично заниматься спортивной гимнастикой.
Перейдем к вопросу эффективности айкидо не с точки зрения противопоставления другим направления, а вообще ее применимости в реальной ситуации. Я никогда не служил в силовых структурах, да, и к моему великому счастью, в уличных конфликтах участия не принимал. Поэтому я могу лишь поделиться своими рассуждения и никаких далеко идущих выводов делать не буду. Знаете, как в том анекдоте:
Один товарищ другому:
- Мне не понравилась «Лунная соната»!
- А ты ее слушал?
- Нет, но мне Рабинович напел…
Так вот не буду уподобляться людям, которые по одному ролику про айкидо, никогда не принимая участия в тренировочном процессе, абсолютно уверенно заявляют, что айкидо не работает.
В России, насколько мне известно, в силовых структурах часто изучают систему Кадочникова, которая имеет очень много общего с айкидо. Во Франции родилось направление айкибудо (Алан Флоке), которое внедрено в программу подготовки полицейских. Конечно, это несколько адаптированные школы, но я посещал семинары по айкибудо и могу с уверенностью заявлять, что подготовленный айкидока чувствует себя на них абсолютно естественно. В связи с вышеприведенными примерами, уверенно утверждать, что айкидо не эффективно – странно. В конце концов, и другие дисциплины в чистом виде в силовых структурах не изучают.
В заключение поделюсь моим внутренним отношением к своей практике. Для меня айкидо всегда было боевым искусством. Я вижу недостатки в школе, которую изучаю, но вижу и множество плюсов. В конечном счете, любая дисциплина имеет сильные и слабые стороны, и единственная возможность сделать свою технику максимально универсальной – это изучать различные стили. Я верю, что в случае экстренной ситуации моя практика будет полезной.
Но мне кажется, что жители страны восходящего солнца в единоборствах гораздо мудрее нас, и их прагматичный подход абсолютно оправдан. Как я уже говорил, в европейской культуре единоборства – это, прежде всего, искусство войны, в Японии же в настоящее время это скорее путь саморазвития, самопознания. И мне правда кажется, что сегодня такой взгляд на практику в будо гораздо уместнее. В современном мире, к счастью, мы крайне редко сталкиваемся с необходимостью биться за свою жизнь. Поэтому занятия с целью развития своего ума, духа и тела мне кажутся более прагматичными. Это не значит, что человек, практикующий будо, не должен задумываться о том, как бы его практика помогла бы ему в «реальной ситуации», но не стоит зацикливаться только на этом вопросе. Гораздо важнее следить за тем, как вы меняетесь в процессе тренировок. Конечно, необходимо учитывать цели, преследуемые во время тренировок. Так, если вы начинаете занятия единоборствами исключительно, чтобы не бояться хулиганов на улице, то, думаю, Вам необязательно тратить множество лет на изучение школы, достаточно полгода потратить на постановку базовых перемещений и ударов и дальше не забывать подходить к мешку в фитнес центре, и вы будете чувствовать себя уверенно. Но такой подход, конечно же, не позволит Вам стать мастером.
Я думаю, что нет хороших и плохих школ, все определяет личность мастера. Выбирая свой путь, свою дисциплину, ищите то, что Вам искренне понравится. И тогда Вы добьетесь успеха!
Пугачев Евгений, 03.05.2015